Блог

Кооператив свободных

31 мая 2013,
Кооператив свободных

Интервью для журнала «Chief Time».

Самый титулованный бизнес-тренер страны, о кооперативах вольных творцов, метафизических целях и «предсказании» будущего в смутное время.

Каким вы представляете бизнес XXI века?

Я думаю, мы наблюдаем серьезную перестройку и вступаем в постиндустриальную эпоху, когда использование индустриальных методов производства и продвижения обрекает руководителя на бесконечное сведение концов. Постиндустриальная эпоха предполагает и бестоварное производство, и беззатратные схемы маркетинга, и даже выпуск востребованных товаров, в которых нет насущной потребности. Например, продукты Mac. Люди покупают новый iPhone не потому, что старый сломался, а просто потому что он новый, – и все, этого достаточно. Хотя потребность удовлетворяла уже первая модель.

Есть и те, кто их вообще не покупает.

Есть, но и они пользуются телефонами.

Быстро развивается инфо-бизнес: люди, освоившие схемы распространения информации, за несколько месяцев зарабатывают миллионы на продаже того, что есть в открытом доступе. Они не создают новых продуктов, иногда не имеют образования – просто умело выстраивают сеть из потребителей, которые хотят получать сведения в «упакованном» виде. Уже странно звучит, когда человек собирается выйти на нормальный доход через двадцать лет, построить карьеру… вчерашний день все. Другие условия. Активно развивается «бизнес в бизнесе». В моем офисе каждый человек – бизнес-единица. С каждым – контракт, по которому один предоставляет услуги, а другой их оплачивает. У меня нет наемных работников, которые получают гарантированную зарплату, но ни за что не отвечают. Это паразитизм.

Кооперация вольных творцов?

Да, кооперация вольных творцов.

При этом моя власть как руководителя ограничена: я не требую, чтобы они приходили на работу, но я плачу им за объем, который по контракту оговорен. Человек сам управляет своим временем: если он хочет, может поработать в выходные или удаленно.

Неужели жесткая вертикаль проржавела?

Во многих компаниях – да.

Иерархическая структура мотострелкового полка, похоже, отходит в прошлое – постиндустриальная эпоха предполагает большую степень свободы, большую ответственность и, как следствие, больший доход. Если человек берет под свое крыло целый кусок бизнеса, почему бы мне не платить ему больше? Я думаю, доля таких компаний будет увеличиваться. Не исключаю, что они воплотят несбывшуюся мечту начала ХХ века – кооператив, сообщество людей, объединенных общими интересами, но готовых вкладываться в общее дело сообразно своим потребностям.

 

В начале XX века люди строили бизнес как дома – на века. Востребовано ли стратегическое мышление сейчас – в условиях стабильной нестабильности?

Если стратегия настоящая, то она предполагает, что незначительные внешние изменения не отражаются на ее сути. Это некий протяженный во времени стержень, цепляясь за который, мы стабилизируем движение в постоянно меняющемся мире и в постоянно меняющихся нас. Имея стратегию, мудрый полководец все равно ориентируется на ходу: если он видит, что события развиваются не так, как он задумал, то принимает быстрое решение, исходя из ситуации. Иначе – зачем он вообще нужен?

Что нужно, чтобы предвидеть, если хотите – моделировать будущее?

Смысл не в том, чтобы угадать будущее, а в том, чтобы описать его максимально четко, а затем – выстроить цепочку поступков с учетом мелких деталей и факторов. Чем точнее описано будущее, тем проще продумать стратегию, поскольку в этом случае понятен вектор. Наиболее четко описанное будущее называется видением, наименее четко – мечтой. Понятно, что мечтать умеет любой – даже ребенок. О чем мечтают начинающие? Часто о том, чтобы обрести независимость, встать на ноги или заработать, но когда появляется доход, возникают цели более высокого уровня.

Чем цели высокого уровня отличаются от целей низкого?

Низкие цели всегда связаны с избавлением от дискомфортной ситуации, высокие – с созданием дискомфортной ситуации. Когда человек ставит цель высокого уровня, амбициозную, великую, он сам себя обрекает на дискомфорт – на то время, пока он ее будет достигать. Знаете, огромное число людей избегают планирования, видения и даже мечтания… Потому что если хочешь большего, чем то, что имеешь сегодня, значит, придется осознать неприемлемость ситуации, в которой находишься.

Как понять, что цель, которую ты ставишь, – естественна, а не навязана со стороны: окружением, обстоятельствами, воспитанием?

Вы подняли актуальную тему: к сожалению, многие люди, как в бизнесе, так и в целом, ориентируются на цели, которые я называю «неродными», – это такие цели, которые не приносят удовлетворения. Откуда они берутся? Общественное мнение формирует картину мира, в рамках которой финансовая независимость, «свобода» и высокий доход считаются гарантами счастья, успеха и гармонии в жизни. Цели бизнеса – они проще и, наверное, могут сводиться к повышению доходности, но цели жизни – они шире, и было бы ошибкой ограничивать их материальным благополучием.

RadislavGandapas3Средства путают с целью?

Да. Повышение финансовых возможностей должно повышать качество жизни, например – улучшать здоровье или давать свободное время. Это ведь беда, когда человек зарабатывает прилично, а его время ему не принадлежит – у него нет времени на путешествия, семью, хобби. Кстати, личная жизнь – она тоже должна быть управляемой. Человек должен быть доволен тем, что ему необходимо общаться с другими людьми, развивать других людей, учиться у других людей. Нужно наслаждаться жизнью.

Если загнал себя в угол, значит – это в тебе что-то не так.

Что-то не так, но нельзя сбрасывать со счетов способ, который человек выбирает для реализации своей потребности.

Что вы имеете в виду?

Вы полагаете, что у всех одни и те же цели, что все хотят быть здоровыми, счастливыми, красивыми, богатыми, успешными, однако на самом деле это не так. Даже в самом плачевном положении можно видеть выгоду. Есть некая выгода в том, чтобы сказать: «Я ничего не мог поделать, так сложились обстоятельства». В нашей культуре принято жалеть человека непреуспевшего, даже если он не преуспел, потому что сам в этом виноват.

Возможно ли выстроить прибыльный бизнес, опираясь на «неродные» цели?

К сожалению, возможно.

В своем стремлении к «неродным» целям человек бывает столь же упорен, как в стремлении к «родным». Но ощущения при этом разные: в первом случае по достижении задуманного жизнь наполняется удовлетворением, гармонией и счастьем, во втором – возникает «невроз целей». Человек просто отодвигает цель, «масштабирует» ее и продолжает трудиться в надежде, что заработав миллион, он наконец успокоится, а если нет – значит, заработает десять, и уж тогда чувство удовлетворения обязательно появится.

Что появляется на самом деле?

«Выгорание», потеря интереса к жизни, проблемы со здоровьем и фиксация на воспоминаниях, связанных с преодолением сложной ситуации.

Это печально, но люди, которые сожгли жизнь на достижении неродных целей, редко находят силы, чтобы изменить в себе что-то сущностное. Они выбрали не того партнера по браку, с которым могли бы быть счастливы, а того, при виде которого им завидовали бы друзья. Они выбрали место и образ жизни, который позволял бы им демонстрировать уровень потребления вместо того, чтобы наслаждаться им. Они воздержались от рождения ребенка в молодости, чтобы он «не ограничивал возможности». Поздние дети… в них нет ничего плохого, но, тем не менее, на каком-то этапе – дыра.

Всегда ли родная цель связана с благом?

Что есть неблагая цель? Поработить мир?

История кишит примерами.

Человек начинает бизнес ради прагматических целей, но успешным бизнес становится тогда, когда их замещают метафизические. Что значит – «метафизические»? Человек делает бизнес, потому что он меняет общество к лучшему, и люди, которые втянуты в него, развивая продукт, развиваются сами. Тогда руководитель испытывает ощущения, связанные не с доходностью бизнеса, а с преобразованием жизни.

Отзывы

Отзывов пока нет.

Контакты
Отзыв
Отправить